Эсти (stsh14) wrote,
Эсти
stsh14

Неделя на Луне

Статья о том, как Наташа с детьми гостила в Араде, про нашу демократическую школу (объективный взгляд со стороны на нее) и про нашу жизнь в общем :)

Оригинал взят у lavi_talks в Неделя на Луне



 За 4 года Лавиного школярства и смены двух школ я окончательно убедилась, что государственная школа - это не наш путь.


И задумалась я над альтернативой. Альтернативой являются антропософские школы, демократические школы, а также домашнее обучение. Последнее мы уже пробовали, а антропософскую я исключила  из своего списка, посовещавшись с подругой в теме. Осталось проверить демократическую. Поскольку такой школы в Ашдоде нет, а большинство сосредоточены в центре страны, то пришлось мне искать оптимальное место, где сочетаются более-менее нормальный климат, относительная дешевизна недвижимости и проживания и наличие демократической школы. И такое место нашлось. Им оказался маленький город Арад, расположенный в пустыне Негев прямо над Мертвым Морем. Отличный горный климат, невероятный  "лунный" ландшафт Негева и качественное население. Поговорив с директором школы, я получила приглашение приехать и посмотреть на школу своими глазами.

И вот мы собрались. На целую неделю. Остановились у Эсти stsh14 в очень уютной гостевой квартире, в тихой двухэтажной вилле с садом. Угораздило нас приехать в жуткие холода, каких не было лет 20, а также в снегопад и бесконечные ливни. Познакомились с хозяевами, очень приятными и интеллигентными людьми, их 4- мя очаровательными детьми-анскулерами на домашнем обучении,  и на радость Лави и девок - с массой животных - боксером Чарли, который тут же облизал Лаву, черной пушистой кошкой Эммой, которая, по словам хозяйки, самая главная в доме, каким-то толстым флегматичным рыжим котом и странной серой кошкой Джонни, которая с первого же дня прописалась за окном нашей кухни и все 6 дней несла вахту в ожидании "чегонибудьсъесть", при этом громко и бесконечно мяукая. Ее преданность идее не осталась незамеченной: в конце концов она-таки получила кусок тамариной колбасы и котлету, слуайно упавшую на пол. После этого мяуканье стало настойчивее, продолжительность вахты увеличилась,  и даже были попытки взломать окно.

100_0663

100_0667

Яэля моментально подружилась с дочкой хозяйки, общительной и умненькой девчушкой Лелей, они  были во многом похожи между собой: кроме возраста и примерно одинакового уровня развития (несомненно зашкаливающего IQ) , у них даже профили лица были одинаковые, не говоря уж о взглядах на жизнь. Пока Лави и Тамара обнимались и целовались с животными, девчушки  деловито играли, бегали друг к другу в гости,  угощали друг друга, ходили в обнимочку, рисовали, танцевали и безобразничали тоже вместе. Да и с мамой ее у меня нашлось немало точек соприкосновения.

Девчушки рисуют, Лави за кадром в них стреляет из ружья
100_0661 a

Яэля и Лель
100_0672 a

Приехали мы в шабат, поговорили с хозяевами, угнездились в своей квартире и остаток дня провели в осмотре достопримечательностей: посетили "Городок художников" - комплекс мастерских и студий местной богемы, зашли в единственную гостиницу погреться, прокатились по городку. Поскольку был сильный мороз, народу на улицах почти не было и поэтому город казался вымершим.

Городок художников:
100_0689

100_0691

Ко всем радостям, которые ждали деток в Араде - Лави еще и перепало пострелять из настоящего охотничьего ружья, переделанного на пневматическое, которое он реквизировал на время у Рои - Эстиного сыночка. А Лави, как известно,  очень любит оружие.

100_0675


В воскресенье утром мы прибыли в школу.

Школа Кедем:
100_0660

Сказать, что это было странно - это не сказать ничего. Мы оказались на другой планете. По школе - небольшому зданию в два этажа - с 8 утра до 2 дня броуновским движением ходили разновозрастные хиппообразные дети с бутербродами и стаканами чая. К нам подошли несколько лохматых учителей, одетых  в косое и кривое рванье. Были они доброжелательны и с радостью посвящали нас в тайны демократического воспитания и  охотно объясняли, как проходит обучение. Дети тоже были очень приветливы и с гордостью показывали нам школу. Самым большим помещением оказался "Парламент" - большой зал с диванами, креслами, кухонькой и биллиардным столом, где обычно проходят  обсуждение законов и голосование. Я присутствовала на одном таком заседании парламента. Дети сами предлагают законы и сами решают, быть или не быть закону -  с небольшой помощью взрослых наставников. Кстати, учителей здесь нет, их называют воспитателями или наставниками. Дети  -  главные действующие лица, у них даже нету завхоза и уборщицы - все чинят и моют сами под руководством старших. (Ну и выглядит оно, конечно, соотвественно...)


заседание парламента:
Photo0485

Оставив Лаву в библиотеке, где, расположившись на ковре, он тут же нашел что почитать,  мы спустились в детский сад, в котором находились дети от 3 до 6 лет.

Детский сад
Photo0420

Photo0409

Photo0410

Коридор, он же столовая
Photo0411

Игровая
Photo0412

Библиотека
Photo0419

Яэля в туфлях на каблуках - выудила из коробки с аксессуарами
100_0696

Нас встретил не больше не меньше - воспитатель по имени  Галь - лохматый мужчина средних лет, который так ловко и так профессионально управлялся с детьми, что вызвал у меня истинное восхищение наряду с недоумением: "и это все, чего желает мужчина - целый день играть с детьми?" Но как я ни пыталась найти в нем какое-то недовольство или неудовлетворенность жизнью, так и не нашла. Он с радостью занимался с малышами, не забывая  ухаживать за ними, да и общался с ними очень спокойно, уверенно и корректно, даже когда дети вели себя ужасно. Здесь вобще никто ни на кого не кричит. Просто не нужно. Ведь все можно объяснить и обо всем договориться, и не надо никого ничего заставлять делать. В этом, наверное, и секрет.

В один из дней воспитатель Галь варил с детьми овощной суп. Каждый ребенок получил пол-овоща и ножик, и Галь с нескончаемым терпением обучал детей чистить  и резать овощи. А потом все дружно поедали суп!


Photo0421


Галь учит Яэлю чистить морковку:
Photo0415

А теперь Яэля и Тамара самостоятельно чистят картошку:
Photo0424

Тем временем старшие дети принялись за уборку прилегающей к зданию территории, которая после прошедшей бури выглядела очень неряшливо. Сначала они занялись огромной лужей, образовавшейся прямо перед выходом из  детского сада на игровую площадку. Дети хотели загнать лужу шваброй в трубу, но вода вытекала обратно.

Photo0425

Тогда они позвали старшего наставника Йоава - немолодого лохматого мужчину с неизгладимым отпечатком бурной молодости на лице и одежде и веселой искрой в глазах. Йоав увидел в луже потенциал для творческого эксперимента и предложил детям пустить по ней кораблик из пустой бутылки. Они соорудили корабль, снабдили его горючим (зажгли проспиртованный фитиль и засунули внутрь бутылки) и пустили в плаванье. Кораблик рванулся, охнул, бахнул и опрокинулся. На этом эксперимент закончился, и дети продолжили " вычерпывать ложкой море". Лави тоже внес свою лепту в сие непревзойденное по эффективности мероприятие с помощью питьевого стакана, взятого из садика. Вскоре не принесшее результата занятие было брошено, а назавтра солнышко высушило таки злополучную лужу .

Photo0429

Вобще учебный день в демократической школе напоминал один большой обеденный перерыв, когда время от времени какому-нибудь воспитателю  приходила в голову неожиданная идея провести какой-нибудь урок, и он, воодушевленный такой мыслью объявлял детям о своем намерении,  заинтересованные следовали за ним. Мне удалось побывать на уроке пластики движения вместе с Тамарой, Яэлей и еще 4-мя девочками. Очень неожиданный был урок, никакой академичности, свободные формулировки заданий и полная свобода творчества. И что самое интересное - Тамара, всегда считавшаяся мною непластичной и даже угловатой,  делала потрясающие по  грациозности танцевальные движения, раскрывая свой глубоко спрятанный балетный талант. Это был поразительный урок.

А в один из дней нас пригласили на экскурсию на Мертвое море. Ехала вся школа - шестдесят с лишним детей, трое учителей и пара родителей. Экскурсию вели молодые девочки из Общества Защиты природы. Еще до посадки мне показалось странным и подозрительным поведение детей - они послушно следовали за воспитателями, не толкались, не орали и не носились, спокойно ждали дальнейших указаний взрослых.

Photo0437

Photo0439

А когда подъехал автобус, то очень спокойно и без нервов заходили по очереди, старшие пропускали младших, никто не ломился. Воспитатели тоже были спокойны и расслаблены, сделали быструю перекличку, и автобус поехал. Вся посадка заняла не больше 5 минут. В автобусе дети тихонько переговаривались, никто не кричал и не прыгал. Чудеса, подумала я и вспомнила последнюю экскурсию с Лавиным классом, где сначала час ждали  автобуса, потом полчаса не могли уехать,  нервные учителя постоянно орали на детей, пытаясь заставить их слушаться, дерганно пересчитывали, боясь забыть кого-то, а всю дорогу до места назначения в автобусе стоял такой гвалд и ор, что от него разрывалась голова. А эти - как с другой планеты. Вот это дети, подумала я, вот это воспитание!
На экскурсии дети послушно разделились на две группы - постарше и помладше, слушали не перебивая, активно участвовали в викторине, не разбегались. Единственной, кто не слушался, была наша обезъянка Яэля.

Около соляной скалы "Жена Лота"
Photo0444

Облизываем соленые глыбы
Photo0446

Вид на промзону
Photo0449

Пещеры монахов отшельников
Photo0450


Photo0455

Photo0458

Финиковые плантации на границе с Иорданией
Photo0464

Промышленность Мертового Моря
Photo0470

Photo0472

Во время обеденного  перерыва в киббуце детки резвились на травке, бегали босиком, кидались травой и играли. И никто из наставников их ни в чем ни разу не упрекнул, не сделал замечание, не рассердился. И именно здесь, на этой травке, почувствовала я, что эта школа - одна большая семья, где уважают и поддерживают детей, где понимают, что гармоничное развитие личности происходит в процессе свободных занятий и игр, а не во время пичканья их тоннами готовых знаний, где умеют дать детям инструмент для поиска ответов на вопросы, не заглушая природною любознательность, где знают, что воспитание свободой важнее обязаловки, что есть самый настоящий, полный и тотальный анскулинг. Кстати, директор так и говорил, что их школа одна из самых радикальных в этом вопросе. У них нет ни одного обязательного предмета. И тем не менее, все дети хорошо подкованы и постоянно саморазвиваются.

На следующий день мне удалось побывать на уроке английского для садиковских детей. Обаятельная англичанка или американка забавно и экпрессивно читала  вслух книжку, одна девочка переводила, другие дети повторяли английские фразы. Яэля и Тамара ушли, а я не могла оторваться - так было интересно.
Посетили мы с Лави  урок проэктов, на котором учитель дал задание построить башню из 20 соломинок, попали на урок фокусов и трюков, который проводил профессиональный фокусник, но в основном я наблюдала за детьми, которые то играли в карты, то в билиард, то в компьютер, то просто тусовались, кучковались на улице, играли с малышами, помогали воспитателям. Есть у них и  музыкальная студия - в ней полный набор муз.инструментов для продвинутой рок-группы, имеется даже отличная футбольная площадка, которая никогда не пустует.

Photo0428

Так и проводят дети школьный день в странных занятиях, внешне напоминающих ничегонеделанье - на наш заскорузлый, лишенный воображения испуганный взгляд муштрованных школьников. А на самом деле учатся они самому главному, чему в обычной школе не учат - самопознанию,  свободе духа и свободе выбора.

Также поговорила с директором и несколькими воспитателями, один из них, услышав о моей профессиональной деятельности предположил, что и для меня в школе найдется должность, и потихоньку первичный шок сменился восхищением. Мне все больше и больше нравилось в этой школе. Ну а когда я спросила своих троглодитов, нравится ли им,  то, не дождавшись ответа, только по их сияющим лицам я все сама поняла.

Рисуйте сколько хотите - звонков нет.
Photo0482

Ну а в последний день мы решили побаловать деток угощением - купили для всей школы крембо.  Все-таки неделю они нас так тепло принимали, уделяли нам время, объясняли, рассказывали, знакомили, на экскурсию свозили. Хотелось как-то отметить это. Дети были рады, картонки и оберточную фольгу они разобрали на поделки, а одна креативная учительница придумала розыгрыш - в обертку от крембо заворачивала туалетную бумагу и предлагала всем еще один "крембо". Некоторые даже велись.

Photo0488

Нам совсем не хотелось уезжать из гостепреимного Арада, от приятной Эсти, от милой Шели, от ласковой собачки Чарли, от занудной кошки Джонни, от душевной подружки Лели и от странной школы Кедем.

А может еще  вернемся...
Tags: Арад, Израиль, анскулинг, интересно, мы, по ходу жизни, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments